• +12C°

    Ветер: 4 м/с С

    Влажность: 11%

  • 39

    АИ 92: 37 руб

    ДТ: 35 руб

Сколько стоят религиозные обряды в церквях и мечетях Симферополя

7.10.1112:39
  •  
  • Ключевые слова:
  • Симферополь, церковь, мечеть
Православному верующему приходится платить регулярно, но понемногу. Мусульмане расстегивают кошельки реже, зато выкладывают более крупные суммы.
Сколько стоят религиозные обряды в церквях и мечетях Симферополя
Республика провела расследование, посетив три церкви в центре Симферополя. В одном храме журналисты сказали, что хотят обвенчаться, в другом – окрестить ребенка.
Выяснилось, что батюшки деньги в руки не берут. Материальные вопросы решаются у входа в церковь – там, рядом с церковными лавками, находятся небольшие "кассы".
Регистратор сообщил, что  венчание стоит 310 гривен (в соседнем храме 250 гривен). Оплата происходит на месте, сразу выписывается талон, который потом надо показать священнику. Однако кроме этого, нужно купить иконы и рушники.
Иконы стоят от 25 гривен до 2,5 тысяч. Рушники – от 40 до 120 гривен. Свечи - от 1 до 13 гривен, пакетик ладана – 200 гривен. Есть даже "православная" косметика, мази, бальзамы и настойки лечебных трав.
В следующем храме речь шла о крестинах. Крестят каждый день: нндивидуально  – 200 гривен, коллективно по воскресениям – 100. При этом можно воспользоваться и другими услугами церкви. Освятить квартиру или машину стоит 120 гривен, за двухэтажный дом придется выложить две сотни.
В третьем храме  батюшка рассказал, что никаких тарифов нет и быть не может.
"Речь идет о добровольных пожертвованиях. Священники не вправе что-то требовать. Если человек не в состоянии внести пожертвование, то это ни в коем случае не повод для отказа в крещении или венчании", - уверяет священнослужитель.
Поясняя нюансы финансовой стороны религии, священник ссылается на статью Андрея Кураева "Откуда у церкви деньги?". Прежде, при натуральном хозяйстве, люди приносили в храмы частицу своего труда: свечи, масло, хлеб, мед, яйца. Со временем, особенно в городских условиях, вместо этого стали отдавать "всеобщий эквивалент" – деньги. Ведь церковную десятину не отменяли. Церковь наравне с другими учреждениями платит за электричество, воду, нанимает работников, например, сторожей. Расходы немалые, а источник дохода только один – пожертвования.
 
В исламе для богослужения практически не нужны дополнительные атрибуты: тут нет икон, свечей, ладана, святой воды. Правда, расходы на религию все равно неизбежны. Два из пяти основных требований ислама – хадж и закят – связаны со значительными тратами.
Крымские последователи Магомета записываются на хадж – обязательное паломничество к святым местам Мекки и ее окрестностей – в Духовном управлении мусульман Крыма. Там же оплачивают специальный взнос – около трех тысяч долларов. Деньги идут на покупку авиабилетов, оформление документов, недельное проживание. Сюда же входит цена жертвенного барашка. В среднем из Крыма ежегодно в хадж отправляется 30–40 человек.
Закят – обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся и на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Платят его мусульмане с достатком выше среднего. Правоверный должен отдать одну сороковую часть имущества. То есть, если вам принадлежит квартира за 20 тысяч долларов и машина за 10 тысяч, закят составит значительную сумму – около 750 долларов.
"Верующих никто не контролирует. Господь видит, честно он высчитал закят или нет. Не обязательно нести деньги в мечеть или муфтият, можно напрямую передать нуждающимся, дать деньги на операцию больному ребенку и так далее", – говорит Сейран, имам одной из симферопольских мечетей.
Централизовано закят в Крыму не собирают. Причины разные: не все могут позволить себе платить налог, немало дискуссий вокруг методики расчета. Так что большинство верующих ограничиваются уплатой фитр-садака – пожертвования на праздник Ораза-байрам, который символизирует окончание мусульманского поста в месяц Рамадан. Традиционно размер садака высчитывался от стоимости полутора килограмм зерна, но в последние годы исходят из стоимости "потребительской корзины".
"В этом году, например, собирали с каждого прихожанина по 25 гривен на трапезы обездоленным. Но это не значит, что мусульмане платят садака только по великим праздникам. Чем чаще верующий помогает больным, старикам и сиротам, тем лучше", – рассказывает Сейран.
Когда в семье рождается ребенок, родители зовут муллу. Священник читает над ребенком молитву и на ухо шепчет имя, с которым он будет известен Богу. Родители жертвуют определенную сумму, исходя из своих возможностей. Кто-то дает 20 гривен, кто-то – 100. Никях (венчание) священнослужители тоже проводят бесплатно, но жених и невеста на свое усмотрение могут оставить определенную сумму – 50–100 гривен – на нужды мечети. Если на никяхе присутствуют дети, то им тоже могут дать денег или сладостей.
Похоронные ритуалы – дженазе – проводит не один мулла. Ему помогают верующие, как правило, пожилые люди, которые тоже читают молитвы. В качестве благодарности им дают деньги. В селах – 20–30 гривен каждому, в городах – около 50 гривен. Пришедшие на похороны, в свою очередь, обязаны оставить некоторую сумму семье усопшего. Особенно, когда умирает мужчина-кормилец. Во время дженазе-намаза мулла интересуется у родственников, остались ли у покойного долги. Один из ближайших родственников обязуется вернуть все до копейки, иначе душа усопшего не найдет покоя.
Суннет (обрезание) проводит хирург в обыкновенной клинике. Операция стоит немало – около 3 тысяч гривен. После этого родители новоиспеченного мусульманина приглашают в дом муллу и верующих людей на торжество – суннет-той. Родители, в благодарность за молитвы, дают садака. Те, у кого нет 3 тысяч для хирурга, могут записать ребенка на коллективное обрезание – их проводят в мечетях за счет меценатов.
Денежный вопрос всплывает и при покупке Корана. Некоторые теологи уверены, что священную книгу нельзя продавать, можно только дарить. Дискуссии не утихают до сих пор. Священники признают, желательно, чтобы Коран распространяли бесплатно, но издатели несут затраты на бумагу, краску, транспорт и многое другое. Расходы нужно компенсировать. Однако в таком случае цена не должна превышать себестоимости. Соблюдается ли это правило, сказать трудно. В Крыму один экземпляр Корана обойдется в 100–150 гривен, но это не предел.

Алексей Мельник
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой! И нажми Ctrl+Enter
  • Комментарии ВКонтакте
  • Комментарии Facebook
    

По всем возникшим вопросам обращаться - [email protected] или по телефону +7(978)733-61-20