Главная ► Новости ► Феодосийская галерея поставила абсолютный рекорд
Феодосийская галерея поставила абсолютный рекорд
10.03.1009:41
Ключевые слова:
По итогам прошлого года лидером по посещаемости музейных учреждений стала Национальная картинная галерея имени Айвазовского, в которой побывало почти 597 тыс. экскурсантов.
Это абсолютный рекорд, поставить который не помешал ни кризис, ни грипп. При этом руководство музея отмечает, что галерея по-прежнему остается неприбыльным учреждением, она – чемпион по бесплатной посещаемости. Заработанные деньги в основном идут на содержание комплекса, его охрану, зарплату сотрудникам.
Абсолютный рекорд
В конце прошлого месяца заместитель начальника управления туризма Министерства курортов и туризма Крыма Ольга Бурова во время пресс-конференции в Симферополе сообщила, что по итогам прошлого года лидером по посещаемости стала Национальная картинная галерея имени Айвазовского, в которой побывало почти 597 тыс. экскурсантов. Следом в рейтинге идет Алупкинский дворец-музей – 567,6 тыс. посетителей. Третье место по популярности занимает Бахчисарайский историко-культурный заповедник – 562,8 тыс. туристов и четвертое – Ливадийский дворец-музей – 180 тыс. человек.
Директор картинной галереи Татьяна Гайдук, которую «Кафа» попросила прокомментировать эти итоги, поначалу не поверила, что Алупкинский дворец занял второе, а не первое место.
- Я же вижу, кто сколько платит НДС, - заметила она. – Давайте дождемся коллегии нашего министерства (культуры и образования – прим. ред.), где будут озвучены цифры.
Однако и профильное министерство подтвердило правдивость этого рейтинга.
- Это абсолютный рекорд, - сообщила Т. Гайдук. – Мы шли к этой цифре постепенно. Необычно то, что прошлый год – кризисный, и многие музеи, и отрасли, которые завязаны непосредственно на прием туристов, ощутили некоторый спад. Но в истории нашей галереи – это был особенный год, когда мы открыли новую экспозицию после завершения ремонта в ряде помещений второй очереди капитального ремонта. Это вызвало интерес, резонанс – у нас было две очень интересные экспозиции.
Первая выставка – это «Айвазовский и его внуки», когда параллельно в Лондоне выставлялись работы Михаила Латри парижского периода, а в Феодосии М. Латри и Алексея Ганзена – до 20-х годов, и также Константина Арцеулова. Вторая – экспозиция главного выставочного зала, которую переместили в новые залы.
- Впервые многие картины, которые висели на трехметровой высоте, можно увидеть визави. И такое общение визави с настоящим творчеством тоже очень многое дает, и, собственно говоря, когда в стране вовсю говорили о кризисе – октябрь, ноябрь, декабрь – эти разговоры поток экскурсантов не остановили, - рассказала директор галереи. – Остановил поток только разговор о гриппе: школьный карантин и так далее. И если бы не эти меры цифра была бы еще более потрясающей.
Ограничение посещения
Татьяна Гайдук рассказала о методике подсчета, уточнив, что учитывается количество проданных билетов и бесплатные посетители, которые регистрируются под роспись при предоставлении документов.
- Не получается ли так, что человек купил билет, он побывал в разных залах, зашел в другое здание и его посчитали несколько раз? – уточнил корреспондент «Кафы». – Или он все же считается за одного посетителя?
- Ситуация такая была. Она возникла в 90-х годах, когда Союз развалился, и с ним развалилось абсолютно все, и музейные учреждения были вынуждены каким-то образом выживать, - объяснила Т. Гайдук. – Тогда Министерство предложило такую методику: делайте как можно больше разных входов, делайте как можно больше кассиров и касс, и каждый покупает билет. С одной стороны, это увеличивает количество посетителей, а с другой, если очень тяжелые финансовые обстоятельства, и человек не может оплатить весь билет, то берет его на какую-то часть экспозиции. Тогда действительно шел подсчет по билетам. Сейчас эта ситуация, не могу сказать, что изменена на 100%, но мы работаем над тем, чтобы уйти от этого. И постепенно приближаемся к реальной цифре, так же как делают и остальные музеи.
- То есть цифры, наверное, все же скромнее. Мы подсчитали, что без учета выходных дней, в час проходило около 300 человек, вне зависимости – курортный это сезон или нет. Наверное, это невероятно.
- В самые глухие месяцы это невероятно, - согласилась Татьяна Викторовна. – В пиковый сезон эта цифра гораздо больше. Тогда в течение часа проходит от восьми до двенадцати групп от 30 до 40 человек.
- Не вредно ли такое большое количество посетителей для картин?
- Если посещаемость будет расти и дальше, то вскоре встанет вопрос об ограничении посещения. Мы будем смотреть на состояние картин. Пока что у нас замечаний по состоянию картин нет, и даже наш переезд заключался не только в том, что мы просто переехали, а и в том, что мы это делали с большой группой реставраторов. Реставраторы – относительно независимые люди и, если они увидят что-то такое, они сразу докладывают нам и в министерство. С их стороны замечаний не было. Даже те картины, которые с 1945 года висели на высоте три метра, и к ним особо доступа не было, они в норме.
Чемпион по льготникам
Татьяна Гайдук сообщила, что за прошлый год галерея заработала почти 4,2 млн грн. Она заметила, что четверть от этой суммы ушла на оплату НДС. Все остальное направляется на содержание галереи и зарплату коллективу, причем зарплата коллектива – это незначительная часть. Почти 800 тыс. грн. ушли на охрану, около 300 тыс. грн. – на содержание котельной, более 300 тыс. грн. – на «запуск помещений второй очереди реконструкции».
- То есть, по сути, несмотря на то, что в Украине среди тех музейных учреждений, которые называются галереями, у нас самый высокий доход, мы – неприбыльное учреждение, - сказала Т. Гайдук. – А прибыль, как известно – это то, что остается от доходов после покрытия расходов. Мы не в состоянии покрыть свои расходы. И некоторую часть этих расходов несет городской бюджет. Частично он берет на себя расходы по энергоносителям, частично выплачивает зарплату, частично – расходы по охране, частично – почтовые расходы, связь. А государство выделяет деньги на реставрационные работы, и это относительно длительный процесс. Если посмотреть, что в нашей державе происходит с другими музеями и их состоянием, то продолжение капитального ремонта является объектом доброй зависти наших коллег.
Татьяна Викторовна заметила, что галерея – чемпион по бесплатной посещаемости. Так пенсионеры могут бесплатно приходить по понедельникам с 1 октября по 1 мая, а школьники Юольшой Феодосии – в любые дни на протяжении всего года. Кроме того, список льготников очень велик – сироты, малообеспеченные… Дети и студенты, предъявившие студенческий билет, могут пройти в залы галереи за половину стоимости.
- Отношения к таким посетителям (льготникам – прим. ред.) бывает разное, но в основном, мы склоняемся к тому, чтобы их принимать либо на льготных условиях, либо бесплатно, - рассудила директор галереи. – Во многом это продолжение традиций дома Айвазовского. Как известно, Айвазовский в галерею впускал бесплатно, была только кружка для пожертвований. Это, может, покажется странным, но мы и не хотим нарушать эту традицию, это даже опасно делать, так как может разрушить общую атмосферу галереи. Это подтверждают и мои коллеги, и реставраторы.
Роман Грицай
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой! И нажми Ctrl+Enter