Феодосия – один из древнейших городов Крыма
- Ключевые слова:
- Феодосия, история, праздник
Феодосию основали колонисты
Современная Феодосия - единственный город Северного Причерноморья, который носит свое настоящее древнегреческое имя. За основание Феодосии мы можем смело благодарить малоплодородные почвы Эллады, которые не могли прокормить древних греков: несмотря на их успехи в науке, искусстве и философии, древние эллины однажды пришли к выводу, что их стало слишком много. В итоге крестьяне, торговцы и ремесленники отправились на поиски лучшей судьбы.
Как свидетельствуют историки, на крымской земле греки нашли немало даров природы, которые и принялись активно использовать – так, что мы можем об этом только грустно вздохнуть, ибо нам они этих самых даров не оставили. В дело пошли запасы железа и угля, древесина, разные породы камня, песок, глина, в озерах добывали соль, занимались рыболовством и охотой. Хотя, конечно, нужно отдать должное грекам: больше всего они любили выращивать хлеб, виноград, садовые и огородные культуры, разводить домашний скот. С пресной водой у них тоже не сложилось, как и у нас, но, поскольку жаловаться в водоканал им было не с руки, приходилось набирать ее в речках, источниках, строить водосборные сооружения и водопроводы. Где именно они жили, доподлинно неизвестно, есть версия, что центром колонии были окрестности Карантинного холма.
Феодосия - Богом данная
Наибольшую активность в освоении северо-причерноморских побережий проявил город Милет, находившийся на юго-западном побережье Малой Азии (эта область называлась Ионией) и заселенный греками-ионийцами (одна из групп эллинских племен). Он развивался весьма интенсивно, а кроме того, с середины VII века до н. э. малоазийские греческие города страдали от агрессии восточных государств - Лидии, Мидии, а в VI веке до н. э. - Персии. Поэтому ионийцам и не оставалось ничего другого, как заселять Феодосию: здесь скифы, аланы и прочие аборигены оказались куда покладистее.
В первой половине IV века до н. э. город вошел в состав Боспорского царства и получил новое имя - Феодосия – «Богом данная».
Когда Феодосийское государство было независимым, оно выпускало монеты с надписями: «феодео» или «феодос». Это сокращенное слово, возможно, от мужского имени Теодеос, в состав которого входит слово «тео» (божество). Вполне возможно, что колонисты, осевшие на побережье Феодосийского залива, назвали свой город в честь его основателя.
Расцвет и падение
В V - начале IV века до н. э. город и его сельскохозяйственные владения крепли и расширялись. Феодосийцы вывозили в Элладу зерно и, возможно, некоторые другие продукты собственного производства. Но постепенно в экономике полиса все большую роль начинала играть его варварская округа. В обмен на свои и привезенные из Греции товары (вино, масло, ремесленные изделия) феодосийцы стали приобретать у соседних варваров пшеницу, продукты скотоводства. Это позволило им увеличить объемы экспортного зерна, а значит, и собственные прибыли. Нужно учитывать и то, что обмен с варварами был неэквивалентным: их понемногу обманывали, рассудив, что тавров и скифов не грех и обсчитать, а потому материальное благосостояние горожан улучшалось.
В итоге Феодосия из небольшого поселка превратилась в город со всеми присущими ему атрибутами - оборонительными стенами, общественными, хозяйственными и жилыми зданиями, колодцами.
Несколько сытых веков, как принято в истории, плавно перешли в голодные и кровавые времена. С начала III века н.э Боспорское царство переживало не лучшие времена: на него ополчились те самые варвары, которые благосклонно покупали греческое вино несколькими столетиями ранее. Беда не пришла одна: с Боспором начал воевать Херсонес, к этому прибавились внутренние распри, как итог – некогда богатая Феодосия перешла во владение Херсонеса.
В конце IVвека н.э. уже совсем ослабленный поселок (да-да, снова поселок, а не город) подвергся разгрому пришедших с востока гуннов. С этого времени жизнь здесь едва теплилась. Монах Епифаний, в IX веке прошедший путь апостола Андрея Первозванного, заметил: «А Феодосия ныне не имеет даже следа человеческого».
Второй расцвет
В таком грустном состоянии нынешняя Феодосия находилась крайне долго – лет так с тысячу, пока Европа снова не перенаселилась. В этот раз тесно стало генуэзцам, которые больше всего в жизни любили торговать, особенно с Золотой Ордой. На землях, принадлежавших Орде, генуэзцы и основали собственный торговый пункт.
Каффа (такое название город получил на этот раз) могла быть основана между 1268 и 1275 годами. Фактория начала довольно быстро расти. В 1308 году, после осады города войсками золотоордынского хана Тохты, Каффу оставили ее жители. После смерти Тохты, 9 августа 1312 года бывшие жители Генуи отправили посольство к его преемнику - хану Узбеку, и он разрешил восстановить город, за что ему, конечно, большое спасибо, в отличие от неугомонного Тохты. В дальнейшем генуэзские официальные лица поддерживали мирные отношения с правителями Золотой Орды, - ну, собственно, поступать иначе было бы глупо: бизнес любит стабильность, даже если он средневековый.
В 1316 году купцы придумали план восстановления Каффы, не уступающий по грандиозности замысла нынешнему генплану: генуэзцы задумали возвести каменную крепость и разделить город на две зоны: территорию, окруженную крепостной стеной - цитадель, и территорию за ее пределами, но входившую в границы города. При этом запрещалось застраивать то пространство в городе, которое прилегало к дороге на Солхат. Как можно легко убедиться, им это удалось, и довольно неплохо.
Часы на башне Криско - символов богатства и могущества Каффы
Время – деньги: эту нехитрую истину поняли с развитием торговли и ремесла, поэтому в XIV веке европейцы начинают усиленно считать. Башенные часы появляются в Генуе – столице богатейшей купеческой республики, а уже во второй половине столетия – в Каффе. И это не удивительно: город был центром генуэзских владений на Черном море, ключевым пунктом «Великого шелкового пути».
Как явствует из генуэзских документов 1381 – 1382 годов, часы, первые на территории Восточной Европы, были установлены на башне Криско (более понятное название башня Христа), прикрывавшей главные ворота, связывавшие город с цитаделью. Редким механизмом гордились городские власти, не скупившиеся не только на жалованье смотрителю, но и на масло, в огромных количествах потребляемое еще несовершенными часами.
Часы на башне служили одним из символов богатства и могущества Каффы. К концу XIVвека город стал крупнейшим не только в Крыму, но и во всей Восточной Европе.
Османское владычество
В 1475 году армия и флот султана Мехмета II при поддержке татар захватила Каффу и все генуэзские владения на Крымском полуострове. Турки просидят в Каффе ни много ни мало – 300 лет.
Название города изменилось на восточный манер: Каффа становится Кефе. Ее еще называли Кучук-Истамбул (Малый Стамбул): чуть было не пришедший снова в упадок, город вновь переживает расцвет.
В XVI- XVII веках Кефе - крупнейший город в Причерноморье и один из самых населенных городов империи. В соответствии с данными переписи населения 1520 года, мусульмане составляли в нем 34%, армяне - 44%, греки - 17%, иудеи - 3%.
Очевидцы называли Кефе «огромным городом». В нем появилось множество караван-сараев - гостиных дворов, лавок, кофеен, несколько базаров, общественных и частных турецких бань. В городе работали школы, медресе (высшие религиозно-учебные заведения). Появились мусульманские монастыри (текке). В городе также был размещен самый крупный военный гарнизон в Крыму.
Снова – Феодосия
Новая эпоха в истории города наступила с указом императрицы Екатерины Второй от 8 апреля (по старому стилю) 1783 года о присоединении Крыма к Российской империи. В эпоху Екатерины многие города в новых причерноморских владениях России получили греческие названия, среди них и Феодосия.
В начале XIX века, используя благоприятную торговую конъюнктуру, Феодосия, наделенная льготами и торговыми привилегиями, превратилась в одну из главных торговых гаваней Новороссийского края. Основным предметом вывоза из нее, как и в прошлом, был хлеб. Пик экономического подъема пришелся на вторую половину 1810-х годов. Вот какой застал новую Феодосию в 1815 году в своих воспоминаниях В.Б. Броневский (племянник градоначальника Броневского): «...новый город, по плану строимый, мало-помалу истребляет остатки старого, и уже кучи камней не заграждают улицы... Набережная и одна улица имеют весьма приятный вид... Новые казармы могут почесться хорошим зданием. Феодосийский карантин есть лучший на Черном море как разделением, так и местоположением; но еще не окончен постройкой всех нужных зданий...».
Новые перемены
История Феодосии как нельзя лучше иллюстрирует мысль о том, что все было бы хорошо, если бы не политика, которая постоянно несет с собой войны. Порты не любят войн, бизнес не любит смены государственного строя.
В конце XIXвека Феодосия вновь превратилась в важный коммерческий порт юга России. По воспоминаниям феодосийца И. М. Саркизова-Серазини, доктора медицинских наук и писателя, уже в конце XIX века «не было дня, чтобы на причалах порта не стояло несколько судов. В осенние месяцы, после уборки хлеба, не хватало места для иностранных судов, и они терпеливо отстаивались в море за широким молом... Однажды я насчитал в порту у причалов и за волнорезом до 35 пароходов. Целый торговый флот, оживлявший берег Феодосии!».
Но – вот незадача – превратиться в мегаполис городу снова помешала политика. В марте 1918 года здесь провозгласили Советскую Социалистическую Республику Тавриды. Но уже в апреле этого года на крымскую землю вступили войска кайзеровской Германии. Потом здесь были деникинцы, красные, снова деникинцы, и опять красные. Несколько лет Феодосия была прифронтовым городом, здесь свирепствовали голод, болезни. Ясное дело, тут уж было не до расцвета и подъема…
ХХ век
В 1923 году в Феодосии проживал 22 681 человек. Но постепенно город возрождался, увеличивалось число его жителей. Поэт В.С. Рождественский (1930 год) вспоминал: «На улицах по-весеннему гулко стучали колеса, лаяли собаки, шаркал туфлями столетний турок с корзиной винограда. На базаре... стоял греческо-украинский гул и гам... В кофейной щелкало домино, пахло настоящим кофе. Парикмахер в феске читал «Красный Крым». Рыбаки волочили по скрежещущей гальке тяжелый баркас в черте прибоя».
В Феодосии имелось насколько научных учреждений и организаций, работали многие видные ученые. В 20-30-х годах началось развитие феодосийского курорта.
В 1941-1944 годах Феодосию дважды оккупировали вражеские войска. Погибли тысячи мирных жителей, многие феодосийцы не вернулись с фронта. Архивные документы, датированные сентябрем 1945 года, свидетельствуют, что в Феодосии было расстреляно 11 300 человек. Одной из горьких страниц войны стало выселение из Крыма, в том числе и из Феодосии, крымских татар, немцев, греков, армян.
После войны начинается постепенное восстановление Феодосии. Активно развивается промышленность, в том числе наукоемкие производства. Стабильно работают десятки крупных предприятий, учреждений и организаций. В 1946-1950 годах феодосийцы восстановили и выстроили заново более трех десятков предприятий тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В середине 70-х годов здесь насчитывается 37 промышленных предприятий.
Исходя из исторической логики, нетрудно догадаться, что через двадцать лет Феодосию-Каффу-Кефе-Феодосию вновь ждал упадок. Самое время начать расцветать, хотя, конечно, судя по древнейшей истории, город знал и тысячелетние упадки...
По всем возникшим вопросам обращаться - [email protected]