Дом Александра Грина в Феодосии – это Музей-корабль
- Ключевые слова:
- Феодосия, достопримечательности, музей, отдых
Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина был открыт 9 июля 1970 года. Автор экспозиции Геннадий Золотухин и художник Савва Бродский воссоздали «блистающий мир» писателя. Каждая из комнат-кают – «Клиперная», «Ростральная», «Каюта капитана» - раскрывают жизненный и творческий путь писателя, мир его героев.
Основатели музея - увлеченные и талантливые люди
По словам старшего научного сотрудника музея А.С. Грина Ирины Панаиоти, здание, в котором располагается музей, было построено в 1891 году. Оно стало домом для семьи Александра Грина с 1924 по 1929 годы.
В это время были созданы его лучшие романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», здесь он написал 50 повестей и рассказов. В экспозиции музея представлено первое издание повести-феерии «Алые паруса», одного из самых известных его произведений, выпущенное в 1923 году.
Потом А. Грин сменил квартиру, а через год, в 1930-м, расстался с Феодосией, последние два года его жизни прошли в Старом Крыму. И уже много лет спустя, когда творчество писателя получило всемирное признание, когда стали издаваться его книги, в дом на улице Галерейной пришли люди, взявшиеся создать музей писателя.
Как рассказала И. Панаиоти, к этому времени в бывшей гриновской квартире сменилось много жильцов и ничто уже не напоминало о том высоком, угрюмом на вид человеке, который жил и творил здесь когда-то. Не сохранилось вещей, принадлежавших Грину, не было документов, книг, рукописей – всего того, что теперь составляет основу музея.
Создателями музея была проведена работа по поиску материалов о жизни и творчестве писателя, уточнению фактов его биографии. Одновременно шел ремонт помещения, составление тематико-экспозиционных планов, определение структуры будущего музея, поиски его художественного образа.
Одним из первых основателей музея был Геннадий Иванович Золотухин. Он не жил в Феодосии, но инициатива была его.
- Это человек, который вложил свое сердце и душу в создание гриновского музея. Еще задолго до начала работы по созданию музея он стал собирать все издания, все вещи, имеющие хоть какое-то отношение к писателю. Во время своих отпусков он объездил много городов с целью встретиться с гриноведами и местами, где бывал Александр Грин, - рассказала Ирина Александровна.
- Он все подчинил единой цели, собрал группу единомышленников. Интересно, что он не был директором музея. Этот интересный, артистичный человек сам вел экскурсии, был научным сотрудником музея.
В результате первых научных командировок Г.И. Золотухина были обнаружены интересные материалы: фотографии, рукописи, прижизненные издания произведений писателя.
- Одна из самых счастливых находок - многотомный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, принадлежавший писателю, первая книжная покупка Грина в Феодосии. Сегодня это большая ценность музея, - отметила научный сотрудник.
Создание экспозиции в музее Грина приобрело особую трудность. Нужно было найти свой, особый способ рассказать людям о Грине с помощью традиционных музейных экспонатов, но при этом превратить их в необычные предметы. Было перепробовано много вариантов, отвергнуто много решений. Уже почти завершилось построение экспозиции, но музей не был открыт. Стало ясно, что сделанное не отвечает поставленной задаче.
Как отметила И. Панаиоти, в 1969 году для создания музея пригласили московского художника-архитектора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Савву Григорьевича Бродского, который за несколько лет до этого удачно проиллюстрировал произведения А. Грина.
Предложенный С.Г. Бродским проект художественного оформления музея как в фокусе собрал в себе то, что витало в воздухе и не находило выражения. На улице Галерейной появился музей-корабль, где передан своеобразный характер творчества А.С. Грина, где представлена жизнь писателя и мир его героев.
- Автор экспозиции Бродский очень любил Грина. У нас много его прекрасной графики. Музей-корабль, который он создал, не имел аналогов в мире в советские времена. Тогда это была первая ласточка. Да и сейчас подобных музеев не много - музей Андерсена, Шерлока Холмса, например, - уточнила Ирина Александровна.
С. Г. Бродский говорил: «Это не академический музей, в основе его не жизнь писателя, не его биография, а творчество, мир его героев. В нашей стране еще таких музеев не было, да и в мировой практике не много отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена».
Главный замысел - воссоздать "блистающий мир" воображения писателя
По словам И. Панаиоти, в музее все продумано до мельчайших деталей.
- Посетители часто спрашивают, что это за груша висит перед входом в музей. Мы поясняем, что это швартовый кранец. Раньше, когда корабль швартовался, кранец защищал борт от повреждений. Это сейчас для этих целей применяют шины, а тогда вот такие «груши» висели, - уточнила Ирина Александровна.
Главным замыслом автора экспозиции Г.И. Золотухина и художника С.Г. Бродского было стремление воссоздать "блистающий мир" воображения писателя. Образ музея в виде старинного парусного корабля отражает саму живописную грань творчества Александра Грина - романтику морских странствий.
Научный сотрудник рассказала, что в экспозиции музея воплощен дух романтического творчества Александра Грина. Небольшой одноэтажный дом сохранил свои стены, но получил необычное оформление. Дом волей и фантазией создателей превратился в символический парусный корабль. Здесь белые стены обшиты темным деревом и сизальским канатом.
Комнаты этого необычного музея напоминают каюты, имеющие тематические названия: Карта «Гринландия», Трюм фрегата, Каюта странствий, Клиперная, Ростральная, Каюта капитана. Кроме фотографий, гравюр, рукописей здесь есть ростра корабля, модели парусников, старинные корабельные приборы и карты, океанские раковины.
Среди экспонатов музея морские приборы и карты, раковины, маячные фонари. Против входной двери находится "Роза ветров", указывающая направление сторон света. На стенах и потолке - рельефное панно-карта фантастической страны Гринландии, где помещены материки, бухты, проливы, затерянные в Великом океане архипелаги и острова, а также знаменитые города Лисс, Зурбаган, Гель-Гью, Покет.
Совершив воображаемое путешествие по морям и дорогам Гринландии, можно подняться в «Трюм фрегата». Там в сумеречном свете фонарей на стенах, покрытых вантами, выступают силуэты барка, фрегата, бригантины. Сразу привлекает внимание портрет писателя, выполненный Бродским, где Грин изображен как мыслитель, поэт, погруженный в творчество.
Ирина Александровна отметила, что рабочий кабинет писателя - это единственная мемориальная комната в музее, в которой осталось все, как было при жизни писателя.
- Обстановка ее простая и скромная. В углу - ломберный стол, покрытый зеленым сукном. За ним Грин писал. На книжных полках - небольшая подборка русской и зарубежной беллетристики. В стенном шкафу - многотомный словарь Брокгауза и Эфрона, любимое чтение последних лет. Сундук для рукописей, два венских стула, жесткая кушетка, у окна - кресло для отдыха. Стены украшены репродукциями старинных гравюр с изображениями морских пейзажей, - пояснила И. Панаиоти.
В Каюте странствий начинается литературная экспозиция - рассказ о детстве и юности писателя. В Клиперной, как символ свободы человеческого духа парит модель первого гриновского парусника - клипера «Аврора», с которого матрос Тарт, герой рассказа «Остров Рено», шагнул на землю, полную торжествующей природы.
У входа в Каюту капитана возвышается «ростра» - носовая часть парусного корабля, выполненная почти в натуральную величину. А внутри Каюты можно увидеть старинные кресла, стол, украшенный инкрустацией, медный иллюминатор, английскую подзорную трубу, барометр, на полке - книги и звездный глобус.
- Эта комната первоначально служила рабочим кабинетом Грину. Здесь рождались страницы романа «Бегущая по волнам», о котором он написал в письме: «Я пишу о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая», - рассказала в своей экскурсии Ирина Александровна.
По всем возникшим вопросам обращаться - [email protected]