Мамут Чурлу — хранитель культурных традиций

25.10.0709:53
  •  
  • Ключевые слова:
Ныне, в век стремительного развития информационных технологий, сложно сохранить свою национальную культуру, не растерять ее драгоценных достижений. Тем более в условиях Крыма, где, как в большом котле, перемешались культуры, традиции, судьбы многих народов. Но есть люди, которые, не смотря ни на что, сохраняют приверженность народным традициям. Таким человеком является известный в Украине и за ее пределами живописец, керамист, мастер ковроткачества, дизайнер, исследователь культуры Мамут Чурлу. Перед собой он поставил нелегкую, но благородную цель — возродить и сохранить крымско-татарскую культуру.
Ныне, в век стремительного развития информационных технологий, сложно сохранить свою национальную культуру, не растерять ее драгоценных достижений. Тем более в условиях Крыма, где, как в большом котле, перемешались культуры, традиции, судьбы многих народов. Но есть люди, которые, не смотря ни на что, сохраняют приверженность народным традициям. Таким человеком является известный в Украине и за ее пределами живописец, керамист, мастер ковроткачества, дизайнер, исследователь культуры Мамут Чурлу. Перед собой он поставил нелегкую, но благородную цель — возродить и сохранить крымско-татарскую культуру. Судьба сама ведет меня Первые ростки многогранного таланта Мамута Чурлу пробились в далеком узбекском городе Фергане, куда по повелению «отца народов», были депортированы из Крыма его родители. Именно здесь происходило становление будущего мастера. Как и все дети, Мамут Чурлу пошел в школу. Но учеба, по признанию художника, не приносила какого-то видимого духовного удовлетворения, так как занятия были скучными и неинтересными. Тем более что Мамут был от природы очень одаренным ребенком и значительно опережал своих ровесников в развитии. В первом классе, когда дети только разучивали буквы алфавита, он уже читал произведения великих классиков. Именно в Фергане маленький Мамут почувствовал непреодолимое рвение к искусству. Причем происходило это, по его признанию, порывами. — В такие моменты мне так хотелось рисовать, — говорит художник. — Я не знаю почему, но мне просто хотелось этим заниматься. Однажды я тайком от родителей занял у соседки денег и купил себе краски. От матери потом, конечно, досталось. В свободное от занятий время Мамут искал любую возможность прикоснуться к миру искусства. Ездил с отцом, кинотехником по профессии, по кишлакам с сеансами фильмов. Но этого было мало. Ему нужна была более ощутимая интеллектуальная подпитка. Поэтому он с головой зарывался в книги и читал. — Были такие моменты, что я не хотел ничем другим заниматься кроме чтения, — признается Мамут Чурлу. — Очень много читал разной литературы. В доме было всего две книги — «Занимательная геометрия» и «Занимательная математика». Но здорово выручала журналистка, которая жила по соседству и снабжала меня литературой, а также располагавшаяся неподалеку детская библиотека. После окончания школы возможности широкого выбора дальнейшего жизненного пути не представилось. — Единственное учебное заведение, которое было в нашем городе, — говорит художник, — это музыкальное училище. Туда и пошел впитывать в себя новые знания будущий мастер. Но тяга к рисованию все равно не покидала его. Позже он поступил в Новосибирскую консерваторию, по окончании которой решил учиться на художника в Москве. — Еще по дороге в столицу у меня начали образовываться жуткие гнойные раны на ногах, — рассказывает Мамут Юсуфович. — Естественно, что когда я приехал, то никуда не смог идти, да и не знал куда пойти, чтобы стать художником. Поэтому был вынужден вернуться домой. Мне иногда кажется, что судьба сама ведет меня, направляет в нужное русло. Я как рыба, плыву по течению, — говорит он. Большую роль в становлении художника сыграло знакомство с работами известного художника Николая Грицюка. — Мне было интересно разгадать секрет его мастерства. Я перешерстил кучу книг, изучил мировое искусство. Мне даже удалось лично познакомиться с художником. В 30 лет Мамут Чурлу становится студентом Ферганского училища искусств. Здесь он нашел новое увлечение — ткачество, познакомился с оригинальными образцами среднеазиатской вышивки и изучил мировую практику производства гобеленов. По окончании училища работал художником по гобеленам в Художественном фонде Ферганы. Не выпуская фотоаппарат из рук, он собрал документальные свидетельства (более 2000 слайдов) уцелевших татарских и среднеазиатских тканых и вышитых изделий. Несколько позже Мамут начинает собирать собственную коллекцию: тюбетейки, пояса, кисеты для табака, керамические игрушки и «сюзане» — настенные вышитые ковры. Эта коллекция памятников стала отправной точкой в изучении азиатской традиции ткачества, а также сильнейшим творческим импульсом. К истокам По словам Мамута Чурлу, живя в Фергане, всегда испытывал непреодолимое желание соприкоснуться с исторической родиной. Но работа не позволяла осуществить эту мечту. Такая возможность представилась лишь в 1987 году. Союзом художников СССР, в котором состоял Мамут Чурлу, была организована поездка в Гурзуф. Уже в первые минуты пребывания в Крыму, Мамут Чурлу ощутил горькое чувство неприязни местных властей к репатриантам. С этих пор ткачество, которому Мамут Чурлу посвятил около десяти лет своей жизни, отходит на второй план. Началась активная деятельность Мамута Чурлу как живописца. Ткачество уже не могло удовлетворить пылкую и жаждущую быстрого выплеска эмоций душу мастера, так как занимало очень много времени и сил. Мамут Чурлу нашел более оперативный выход своим эмоциям. Этот выход — картины. — За день я мог нарисовать картину. Я пытался запечатлеть все, что видел, что меня поражало. Я брал в руки кисть и холсты и шел на природу. Брал за основу какой-то пейзаж, фиксировал его, а затем поворачивался к нему спиной и создавал свою концепцию. Результатом этих творческих студий стала серия рисунков о Крыме. О работах Точное количество произведений, созданных за все годы жизни Мамута Чурлу, невозможно сосчитать, так как их у него многие сотни. Среди них картины, гобелены, килимы, керамика. Многие из них разъехались по разным уголкам мира. Некоторые из работ мастера хранятся в музеях Министерства культуры Узбекистана, Украины, Германии. — Я никогда ничего не копировал. Научиться чему-то может каждый, а вот создать что-то свое, намного сложнее. Я всегда пытаюсь экспериментировать. Несмотря на все успехи, у художника осталась еще одна нереализованная идея. Он мечтает написать книгу об искусстве крымско-татарской вышивки. Но на это, по признанию художника, катастрофически не хватает времени. Каждый день расписан по минутам. Я не люблю город — Когда я впервые увидел Симферополь, больше всего меня поразило в этом городе, — рассказывает Мамут Чурлу, — это дороги. Таких убитых дорог я не видел ни в одном, даже в самом глухом среднеазиатском кишлаке. Я до сих пор удивляюсь, почему в столичном городе не могут сделать нормальные дороги. Да и люди здесь совсем другие, не такие, как в Средней Азии, — признается мастер. Сейчас он живет в поселке Перевальное. Чудесная природа, чистый воздух, — что еще нужно художнику для полноценной творческой жизни? И Мамут Чурлу вполне доволен этим.
Татьяна Яворович 0 5642 0
  • Комментарии ВКонтакте
  • Комментарии Facebook
    
Цены на рынке Симферополя (Цены указаны в рублях)
Абрикосы: 150 Баклажаны: 25 Бананы: 40
Батон: 21 Вода минеральная 1.5: 32 Говядина: 310-350
Дыня: 25 Капуста: 25 Картофель: 20
Клубника: 170 стакан Кукуруза: 15 Лук: 30
Малина: 110 стакан Морковь: 40 Нектарин: 90
Огурцы: 40 Перец: 30 Персики: 120
Помидоры: 40 Рыба: от 120 Свекла: 25
Свинина: 260-350 Смородина: 110 стакан Укроп\Петрушка: 10-15
Филе курицы: 230 Хлеб: 13-17 Чеснок: 130
Шампиньоны: 130 Яблоки: 50-100 Яйца: 50-60