Георгий Мартьянов: мне странно выходить из-за ширмы

25.10.0709:50
  •  
  • Ключевые слова:
Вот чудо, так чудо! Оживить неодушевленный предмет. Отдать часть своей души деревянному или тряпичному существу. Держать куклу в своих руках и смотреть, как она улыбается тебе, наблюдает за тобой. Вот чудо! Эй! А кто же за ширмой? Кто удивляет своим умением? Это Георгий Мартьянов. Его мастерство заставляет взглянуть на искусство играющих кукол другими глазами.
Истоки мастерства Все началось с самодеятельности. Причем началось в 30-х годах, когда Николай Георгиу и Валентина Мартьянова повстречали друг друга — они были активными участниками самодеятельности в Севастополе. Николай Георгиу был там режиссером, а Валентина Мартьянова — актрисой. В 1937 году у них родился сын Георгий. Через три месяца Николая Георгиу депортировали, потому что он был грек. — Отца своего я видел всего однажды, поэтому моим воспитанием занималась мама, а она очень любила театр. Не было недели, чтобы мы с ней не смотрели спектакль, — вспоминает Георгий Мартьянов. Во время войны бабушка Мария вывезла Георгия и его двоюродного брата в Ташкент. Как только Крым был освобожден, примерно через месяц они вернулись в Симферополь, где жила тетка, тут будущий артист пошел в школу. После войны Георгий Мартьянов и его мать стали ходить в Клуб медработников, где артист впервые вышел на сцену. — Самодеятельность мне многое дала — там я научился разговаривать и держать себя на сцене, был суфлером. Актеры даже говорили — только Мартьянов должен стоять за кулисами. Пусть не подсказывает, но за кулисами должен стоять, — рассказывает артист. В Клубе медработников судьба подарила ему встречу с плотником Аркадием Вольховским, который пригласил Георгия Мартьянова в профессиональный театр кукол, пообещав научить столярному мастерству. — Пришел я в Крымский театр кукол сначала рабочим сцены — монтировщиком. Во время работы я присматривался как артисты, мастера кукловождения работали, среди них были Надежда Кумачева, мои наставники — Николай Раневский и Владимир Чадаев. У них я учился кукловождению и актерскому мастерству. Сейчас только немножко совершенствуюсь, — говорит Георгий Мартьянов. Выход на сцену Первый выход на сцену у Георгия Мартьянова был абсолютно случайным. — Я монтировал декорацию. Актеры отдыхали после спектакля. Я вышел на ширму, взял куклу дьячка из спектакля «Ночь перед Рождеством» и начал играть его монолог на ширме. А тут случайно зашел в зал Николай Раневский, и увидел, что я делаю. Он заходит за ширму, и говорит — сегодня вечером будешь играть. Я, конечно, испугался. А вечером взял и сыграл, — говорит Георгий Мартьянов. — Выйдя в первый раз на сцену, я почувствовал радость и удовольствие. После этого случая я не мыслил уже себя без куклы. И сейчас, мне выйти на сцену, как драматическому актеру очень сложно. Я настолько привык работать за ширмой, постоянно общаясь с куклой, что мне странно выходить «на люди». Играющие куклы В Крымском театре кукол Георгий Мартьянов работает 50 лет. Артист рассказывает, что раньше, когда театр был еще передвижной, работали только вечерами, в селах. — Когда театр приезжал — это был праздник, сходились все — от мала до велика. У администратора спрашиваем — когда начинать спектакль, а он говорит, когда коров подоят. А дойка была в 9-10 вечера. Представьте во сколько начинался спектакль. Так мы работали много лет, — говорит Георгий Мартьянов. С тех пор кукольный театр усовершенствовался. Куклы стали более механизированные, более пластичные. — У каждой из них свой характер. Притирка актера и куклы зависит от самой постановки, от отношения к роли актера. Беру, бывает куклу, и настолько чувствую весь этот «комочек», который на руке, что, кажется, он сам двигается, а случается и наоборот, и к кукле приходится долго притираться, — рассказывает Георгий Мартьянов. — А вообще приходится этому много учиться. Каждая новая кукла — это учеба, это все с начала. Конечно, мышцы нарабатываются, запоминают, что делать, но все равно с каждым персонажем, все по-новому. Что касается зрителя, то тут артист не видит существенных перемен. — Конечно, современного школьника интересуют больше компьютер и телевизор. Но малыши, как и в прежние годы, любят нас смотреть, — говорит актер. — Кукольный театр — это ведь первое понятие у ребенка о театре, об искусстве. Это то, что ребенок впитывает и будет дальше развивать в своей жизни. Кукольный театр воспитывает, учит различать малыша, что такое добро и зло на примерах животных. Для меня театр — это моя жизнь. В театре Георгий Мартьянов занят во многих спектаклях. По его словам, любимые из них — «Ищи ветра в поле» — интересный спектакль, решенный в балаганном стиле, и «Приключение», в котором он играл Собачку — этого спектакля уже нет в репертуаре. В 2000 год мастер сцены получил звание — заслуженный артист АР Крым. Театральная история — Когда театр был передвижной, и часто ездил по колхозам, то ночевать приходилось в тех же клубах, где мы и выступали, поэтому всегда возили с собой постельное белье и матрасы, — вспоминает Георгий Мартьянов. — Мы составляли стулья, ложили на них матрасы, простыни, так и ночевали. У нас водитель был — всегда рано вставал. А недалеко от клуба паслись гуси. И однажды, было около шести часов утра, он открывает дверь клуба, в котором мы спали, запускает гусей и начинает их гонять. Женщины как спали, так и вскочили. Мужики не могли понять, что происходит, темно ведь, а гуси гогочат, топчутся по нам. После этого женщины чуть не побили его. Это было в 50-х годах. В 60-х годах артисты уже останавливались в гостиницах. Город, ставший родным Жена Георгия Мартьянова — Тамара Семеновна — бывшая актриса Крымского театра кукол, сейчас она на пенсии. Две дочери — Мария и Александра не пошли по стопам отца. — Родился я в Севастополе. В Симферополь приехал после войны. Мне город сразу понравился. С театром пришлось побывать во многих городах, но без Симферополя не могу, — рассказывает Георгий Мартьянов. — А вот люди с тех пор как я впервые увидел столицу Крыма, изменились. Отношения между ними стали не такие теплые и доверительные как прежде, поэтому мне хотелось бы, чтобы мир вокруг нас был добрее и дружелюбнее.
Татьяна Яворович 0 3540 0
  • Комментарии ВКонтакте
  • Комментарии Facebook
    
Цены на рынке Симферополя (Цены указаны в рублях)
Абрикосы: 150 Баклажаны: 25 Бананы: 40
Батон: 21 Вода минеральная 1.5: 32 Говядина: 310-350
Дыня: 25 Капуста: 25 Картофель: 20
Клубника: 170 стакан Кукуруза: 15 Лук: 30
Малина: 110 стакан Морковь: 40 Нектарин: 90
Огурцы: 40 Перец: 30 Персики: 120
Помидоры: 40 Рыба: от 120 Свекла: 25
Свинина: 260-350 Смородина: 110 стакан Укроп\Петрушка: 10-15
Филе курицы: 230 Хлеб: 13-17 Чеснок: 130
Шампиньоны: 130 Яблоки: 50-100 Яйца: 50-60