Для начала — небольшой рассказ о том, какие фильмы и как снимались в нашем городе. А их было немало, ведь «под боком» располагалась ялтинская киностудия, которая в качестве «городских декораций» усиленно использовала столицу Крыма.
Немцы в городе
Фильм с названием «Они были актерами» («Мосфильм», 1981 год, режиссер — Георгий Натансон), рассказывает о Симферополе в период оккупации (1941—1944 года).
Совещание в штабе фашистов снималось на улице Шмидта, где достаточно особняков старинного типа. На улицу, на потеху публике, нагнали авто сороковых годов, разукрашенных нацистскими флажками. Зрелище было впечатляющее.
Еще один момент фильма — посягательство фашистов на памятник Пушкину. Накинули веревку на шею, пытались свалить… Правда, история говорит о том, что памятник Александру Сергеевичу появился в Симферополе аж в 1967 году. Поэтому валять фашистам, на самом деле, было нечего.
После выхода фильма власти города памятник неожиданно переместили в Совнаркомовский переулок, а затем вернули на место.
Город С
Вам, без сомнения, знакомо это сокращение. Уж не знаю, откуда у него ноги растут, но, похоже, популярность этой фразы у нас связана и с фильмом «В городе С.» («Ленфильм», 1967, режиссер — Иосиф Хейфиц).
Это была экранизация рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч». Трудно даже выделить какое-то особенное место съемок, ибо снимались все сцены в Симферополе. «Дом Туркиных», например, изображал особняк на нынешней улице Студенческой, 2 (бывшей Лазаретной).
Маленький эпизод
Фильм «Не сошлись характерами» (1989, режиссер — Николай Александрович) просто сверкает количеством известных имен — Ирина Мирошниченко, Александр Лазарев, Ольга Машная, Ольга Понизова, Леонид Ярмольник, Майя Булгакова…
Один из эпизодов снимался на Набережной, возле знаменитого «Дома на Набережной» (улица Набережная, 37). Из его подъезда выходила главная героиня, которую играла Ирина Мирошниченко, рассеяно смотрела по сторонам, клала зонтик в сумку и бодрой походкой шла по направления к проспекту Кирова. А других звезд на съемках симферопольцы, к сожалению, не увидели.
Фильмы про милицию
Как у нас раньше подразделяли все фильмы на «про войну» «про любовь», так и фильмы «про милицию» занимали достойное место в этом славном ряду.
Одной из первых кинолент про работников милиции, снятых в Симферополе, стала «Сумка инкассатора» производства «Ленфильма» (1978 год), режиссер — Август Балтрушайтис.
Сюжет достаточно банален и прост по нынешним временам: на инкассаторов нападают неизвестные, убивают всю бригаду, а машину сжигают. В итоге похищена сумка с огромной суммой в рублях.
В главных героях картины были настоящие звезды советского кино — Георгий Бурков и Донатас Банионис, играющие следователей прокуратуры. В связи с этим основную часть фильма снимали в «прокуратуре» — здании на Бульваре Франко, 13. Которое, однако, всегда было пристанищем служб безопасности — сначала КГБ, затем СБУ. К сожалению, часть дома перестроили, и увидеть его таким, каким он был на экране, сейчас невозможно.
Еще одним кинопроизведением о правоохранителях, заслуживающим внимания, была картина «Рядом с оборотнем» (Мосфильм, 1989), чье название затем плавно перетекло в «Дураки умирают по пятницам».
Фильм рассказывает о расследовании убийства, в ходе которого следователю становится известно, что его непосредственный руководитель — начальник отделения «рулит» бандой. В фильме достаточно много психологических моментов, разговоров и душевных терзаний.
Режиссер ленты Рудольф Фрунтов активно задействовал в съемках городские виды. Например, вход в парк Шевченко — место разговора оперативника с «плохим» начальником. А для создания соответствующей ауры белоснежные колонны входа решили разукрасить граффити. С этой работой на отлично справились местные «неформалы».
Как видно, привычка неких личностей периодически обливать бюст Тарасу Шевченко у входа в парк имеет исторические корни…
А Москва-то, вот она, рядом…
Любому советскому человеку, даже достаточно молодого возраста, известен фильм «Авария, дочь мента». Кино, в принципе, ничего выдающегося из себя не представляло, но смотрел я его, например, с интересом. Мало тогда еще было «забойных» лент. А о нелегкой жизни дочки милиционера — и подавно.
Оказывается, «столица нашей Родины» Москва в ряде эпизодов удачно была представлена на экране Симферополем!
Сцены работы «мента» снимались в здании Симферопольского городского управления милиции. Но примечательно не это.
Одинаковая застройка городов привела к тому, что в некоторых местах Москва от Симферополя не отличается вовсе, чем и воспользовалась съемочная группа.
Если будете когда-нибудь на перекрестке Проспекта Победы и Объездной, обратите внимание на дом № 218. Перед ним снималась одна из сцен вышеупомянутого фильма. Так что, Москва, как оказывается, вот она, совсем рядом…
Это было не так уж давно
Последняя лента, снятая в Симферополе, носит название «Два товарища». По названия ясно, о чем она — о приключениях друзей в 60-х годах. Ничего обывателю имена актеров не скажут (разве что Ирина Розанова). Режиссер картины — Владимир Пендраковский (директор ялтинской киностудии). Фильм шел тяжело — денег в необходимых объемах не было, но, тем не менее, в 2001 году он вышел на экран.
Но примечательно то, что Симферополь был плотно задействован в съемках, причем не так уж и давно.
Два эпизода снимались на проспекте Кирова, возле «Дома на Набережной». На месте остановки ударными темпами соорудили настоящую троллейбусную остановку, предусмотрительно оградив ее от потенциальных «пользователей» указателем о съемках кино.
Возле нее сняли два эпизода: два товарища садятся в троллейбус, и два товарища запрыгивают на ходу в кузов грузовика. После окончания съемок остановку разобрали, к вящему неудовольствию горожан. Остановки на том месте, кстати, так и нет.
В поисках райотдела милиции 1966 года киношники добрались до поселка ГРЭС. Тут, по адресу улица Энергетиков 41/6, возле тогдашнего отделения сняли небольшой эпизод, когда из дверей выходит освобожденный главный герой. Весь юмор в том, что в 1966 году вся милиция ГРЭСа размещалась в Железнодорожном райотделе (улица Павленко,1), о чем киношники не знали. Но это, по сути, мелочи.
Так что когда-то и Симферополь мелькал в кадрах кинолент, был звездой киноэкрана. А сейчас, насколько мне известно, уже давно никто столицу Крыма в фильмах не задействовал. Возможно, зря.
продолжение следует)
При написании статьи использовались материалы альманаха «Остров Крым» и собственные источники автора.